Логотип детского сайта Лилипут

КАК ПОБУДИТЬ РЕБЕНКА НАЧАТЬ ГОВОРИТЬ?

 

Некоторые дети предпочитают не говорить, хотя и могут, и такая «избирательная немота», как это принято называть, может быть различной для разных людей и ситуаций. Если взрослый проявляет властность, то ребенок иногда реагирует тем, что прекращает говорить. Некоторые дети отказываются говорить в детском саду, хотя дома они с радостью говорят (и наоборот). Многие застенчивые дети поначалу молчуны, но постепенно обретают уверенность в использовании слов, однако у ряда детей проблема не в одной застенчивости. Причину молчания такого ребенка определить очень трудно, и взрослые чувствуют себя уязвленными и сердятся. Взрослому надо быть честным с самим собой, чтобы эмоции не испортили его контакт с малышом.

Первый шаг — попытаться выяснить, говорит и общается ли молчун с кем-либо?

Если ребенка невозможно заставить говорить, остается только быть наготове и подбадривать малыша. Если он явно что-то усваивает, то вам надо постараться, чтобы ваше неудовольствие не переросло в отрицательное отношение к ребенку. Малышу надо регулярно создавать возможность поговорить. Но совсем не стоит лишать его игрушек, добавки за обедом и т. д., если он этого делать не хочет. Наказание редко стимулирует у ребенка желание разговаривать и к тому же создает атмосферу борьбы между взрослыми и детьми.

Может обнаружиться, что у ребенка, который молчит и общается с помощью жестов (указывает на игрушки), развитое понимание речи. Пока ребенок слушает и указывает, можно проверить, как он понимает вопросы и задания — от простых типа «Где кукла?» до более сложных: «Положи желтый карандаш под коробку и дай мне линейку». Логопед может оказать помощь проверив молчаливого, но реагирующего ребенка по шкале понимания из «Градации развития речи» Рейнелла.

Побуждать ребенка выучивать простые слова можно, выделяя специальное время во время игры. Занятия, на которых происходит знакомство со словами, должны быть приятными малышу и заключать в себе значительный шанс на успех, чтобы последний стимулировал ребенка. На этой начальной стадии игра принесет наибольшую пользу, если ребенок учит названия предметов, которые достаточно доступны для его восприятия. Это дает детям возможность попрактиковаться.

Хороший начальный набор пособий для детей, которые пока не говорят или только учатся говорить, должен включать пять-шесть знакомых предметов и картинок с изображением тех же предметов. Это могут быть кукла, чашка, ложка, игрушечный автомобиль, книжка, расческа или другие объекты, которые малыш видит каждый день. Подобрать соответствующие картинки очень легко — вырежьте отдельные страницы из журналов. Для более долгого позьзования наклейте их на картон и оберните прозрачной пленкой. Есть много способов использования таких наборов предметов и картинок.

Некоторые дети с готовностью и удовольствием воспринимают простые вопросы и ответы товарищей. Задавать вопросы можно по-разному, чтобы выявить уровень речи и понимания ребенка. Если показывают картинку или предмет и спрашивают: «Что это?» или «Как это называется?», то ожидают, что ребенок даст правильное название. Однако малыш может и без слов показать, что знает название предмета. Так, на вопрос «Где мишка?» или просьбу «Покажи мне чашку» он указывает пальцем или берет предмет (картинку) в руки. Если, по Вашему мнению, ребенок чрезвычайно застенчив, то неплохо построить вопрос таким образом, чтобы он мог сам выбрать форму ответа.

Дети с ограниченной речью могут понять то, что требуется после нескольких показов, например простого сравнения или классификации предметов.

Другим способом начала обучения простым словам является сопоставление знакомого детям предмета с его изображением на картинке. Сделать это очень просто путем ограничения числа возможных картинок до двух-трех. В несложном разговоре с ребенком взрослый знакомит малыша с названием каждого предмета и его изображением. Еще одна простая игра: ребенок получает задание рассортировать набор игрушек так, чтобы машины попали в одну коробку, ложки в другую и т. д. Картинки можно разрезать пополам и смешать несколько штук, чтобы получилась простейшая головоломка. Ребенок составляет верхние и нижние части, а взрослый называет предметы, стараясь первое слово предоставить маленькому партнеру по игре, если он к этому готов. В любом из данных примеров речь взрослого должна быть простой и состоять из повторяющихся ключевых слов, без ненужного давления на ребенка («А теперь поищем мишку. Хорошо, ты нашел мишку. А вот и ложка»). В дальнейшем потребуются два набора одинаковых картинок — один на планшете, а другой в виде карточек лото. Сопоставление свободных картинок с такими же картинками на планшете может продемонстрировать взрослый: от ребенка не требуется понимания слов, необходимых для объяснения правил. Малыш, усваивающий отдельные слова, пользуется одним планшетом при помощи взрослого; вряд ли он справится с игрой в лото с другими детьми.

Главное в этих играх — чтобы они были простыми. Когда у ребенка появится интерес к играм и уверенность в себе, взрослый сможет использовать игровые материалы и обмениваться для расширения их лексикона.

 

 




Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:

Контакты:

liliput.com@list.ru

© При использовании материалов, активная ссылка на сайт liliput.com.ua обязательна.