Логотип детского сайта Лилипут

ПРИЧИНЫ ТРУДНОСТЕЙ В РАЗВИТИИ ДЕТСКОЙ РЕЧИ

Существует много причин, создающих проблемы в развитии речи, и не всегда можно сказать, что именно приводит к определенным трудностям или отставанию. В отдельных случаях проблема легко определяется как физическая. Частичная или полная потеря слуха влияет на то, как ребенок обучается, понимает и говорит. Такие особенности, как незаращение верхней губы или нёба, влияют на речь. Дети с синдромом Дауна могут, например, пройти те же стадии развития речи, что и здоровые, но гораздо медленнее.

Вызвать языковые трудности может эмоциональная жизнь ребенка. Сюда входят собственные чувства малыша, то, как он относится к своему окружению, реакции на события в его жизни, а также поведение взрослых и других детей. Влияние эмоциональных факторов весьма различно, и делать общие выводы о «хорошем» и «плохом» опыте рискованно, поскольку дети по-разному реагируют в, казалось бы, одинаковых ситуациях.

Если взрослый очень мало говорит с младенцем или пока неразговаривающим малышом, то этот ребенок может не добрать опыта восприятия речи, достаточного, чтобы научиться ей самому. Ребенку не будет хватать услышанных слов, он не будет знать, какое удовольствие доставляет общение со взрослым. Более старший и владеющий речью ребенок может оказаться заторможенным, если взрослые мало говорят с ним, а их речь чаще всего состоит из запрещений вроде «нельзя» или «замолчи». Роль взрослых в развитии детской речи проявляется еще и в том, как они понимают норму, или что, по их мнению, является «правильной» речью. И повторение вслед или легкое заикание могут перерасти в серьезную проблему, если их реакция заставляет малыша чувствовать себя глупым или шалуном. Родители, у которых слишком высокое мнение о языковых возможностях ребенка, могут обескураживать его, постоянно указывая на ошибки.

В отдельных случаях ребенок может быть заторможенным из-за других детей. Кто-то из них может получать удовольствие от высмеивания его погрешностей. Иногда один ребенок сковывает другого, выделяя ему роль малыша. Не всегда при этом «малыш» моложе своего опекуна. Случается, близнецы изобретают собственный язык и таким образом создают самостоятельную ячейку, исключающую общение со сверстниками и окружающими их людьми.

Иногда на развитии детской речи отражаются реакции ребенка на значительные перемены в его жизни или длительные периоды несчастий. За этим нужно следить, хотя, конечно, не все дети реагируют одинаково. Зачастую не вполне ясно, почему у ребенка трудности с языком или отставание в развитии. Не стоит бесконечно выискивать причины, лучше помочь, начав какую-либо практическую работу с малышом.




Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:

Контакты:

liliput.com@list.ru

© При использовании материалов, активная ссылка на сайт liliput.com.ua обязательна.