Логотип детского сайта Лилипут

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

Для осуществления физического воспитания широко используется разнообразное физкультурное оборудование. В целом задача физического воспитания лежит на детских садах и школах, но эту функцию дополнительно могут возложить на себя и родители, поскольку дети с радостью пойдут им навстречу, если все превратится в увлекательную игру. Многие доступные детям упражнения требуют крупного физкультурного оборудования — гимнастическая стенка, бревно, скамейка и т. д. Все это могут предоставить школа и детский сад. В домашних же условиях функцию «воспитателя» могут выполнять мелкий инвентарь — мячи, скакалки, обручи, бадминтон, санки и многое другое. Всё перечисленное оборудование, безусловно, доступно детям вне дома — на уроках физкультуры в школе, однако для полноценного развития ребенка этого недостаточно. Поэтому родителям следует взять сей факт на заметку.

Как показывает практика, действия с инвентарем и пособиями конкретны и понятны детям, они облегчают освоение различных двигательных умений. Уже 2-3 летнему ребенку интересно перешагнуть через кубик или палку, подлезть под натянутую веревку.

Применение тех или иных пособий вносит разнообразие в подвижные игры и физкультурные занятия, позволяет шире использовать различные упражнения, варьировать задания, вносить изменения, сохраняя при этом основную структуру упражнения.

При подборе физкультурного оборудования и пособий, которые используют в физическом воспитании детей, независимо от того, находятся они в школе, детском саду или дома, следует учитывать следующее:

Размеры и конструкция всего оборудования и пособий должны отвечать анатомо-физиологическим особенностям детей, их антропометрическим данным. Так, расстояние между перекладинами гимнастической стенки устанавливается с учетом роста детей. Диаметр перекладин или гимнастической палки должен быть удобным для хвата детской ладонью; должна строго соблюдаться доступная детям высота препятствий для спрыгивания, в противном случае это может привести к развитию плоскостопия или вызвать травмы.
Кроме того, размеры оборудования и пособий должны соответствовать особенностям возраста и уровню физического развития ребенка.
Одни и те же пособия могут использоваться для самых разнообразных физических упражнений, обеспечивающих выполнение программы.
Практика показывает, что наиболее целесообразны пособия, конструкция которых имеет несложные приспособления для сочетания их друг с другом. Так, гимнастические стенки могут удобно и прочно соединяться с лестницами, скатом, досками разной длины и ширины. На перекладины гимнастической стенки можно подвесить разного типа мишени для упражнений в метании. Щит с баскетбольной корзиной имеет приспособление, с помощью которого его можно навешивать как на отдельный столб, так и на перекладины гимнастической стенки и т. д.
Для того, чтобы оборудование и пособия можна было использовать для разных возрастных групп, они должны иметь приспособления для изменения ширины, высоты и других своих параметров.
Все оборудование должно соответствовать требованиям гигиены и правилам охраны жизни и здоровья детей. Все должно быть прочно закреплено, отполировано. Острые углы и кромки нужно закруглить чтобы предупредить травматизм детей.
Пособия должны отвечать требованиям эстетики, привлекать детей формой, окраской, удачным их сочетанием.
Ниже приведено несколько примеров по описанию снарядов и пособий, а также примерные способы их использования в работе по физическому воспитанию детей.

Гимнастическая стенка — универсальное гимнастическое пособие, дающее возможность проводить комплекс самых разнообразных физических упражнений как на самой стенке, так и около нее, широко используют при обучении детей лазанью, при проведении общих развивающих упражнений, способствующих воспитанию правильной осанки. У детей старшего дошкольного возраста в упражнениях на гимнастической стенке развивается навык ритмичного влезания и слезания переменным шагом, без пропуска перекладин. Гимнастическая стенка используется для проведения некоторых подвижных игр.

Приставная лесенка — используется для упражнений в лазанье, равновесии, перешагивании, в упражнениях с целью предупреждения плоскостопия. Дети младшего возраста ходят, переступая через перекладины лестницы, положенной на пол. Малыши постарше ходят на четвереньках, руки и ноги на перекладинах лестницы, лежащей горизонтально на полу. Дети 5-ти лет могут выполнять упражнения в ходьбе по перекладинам или перешагивая через них по лестнице, приподнятой горизонтально от пола; ходят на четвереньках в положении руки на перекладинах, ноги на боковых брусьях. При этом лестница находится либо в горизонтальном, либо в наклонном положении.

Приставная лестница имеет зацепы, с помощью которых она закрепляется на гимнастической стенке с разным углом наклона (на 1-2 перекладину для младших детей, на 3-4 перекладину — для старших). Дети влезают на четвереньках по наклонной лесенке, переходят вертикальную и по ней спускаются или выполняют движение в обратном направлении.

Гимнастическая доска — применяется в сочетании с гимнастической стенкой. На конце доски имеется устройство для закрепления ее на одной из реек в наклонном положении или горизонтально.

Для детей младшего возраста упражнения проводятся на доске, приподнятой на высоту 15-20 см. Ее также можно установить с небольшим наклоном. С возрастом высоту следует увеличивать. Гимнастическую доску можно установить горизонтально и наклонно, прикрепив верхний конец к рейке гимнастической стенки. В таком сочетании доска применяется в различных упражнениях: влезть на гимнастическую стенку, сбежать вниз по наклонной доске или, наоборот, подняться по доске и, перейдя на перекладину стенки, слезть по ней.

Деревянная горка — используется как правило для детей младшего возраста. С её помощью они могут выполнять следующие упражнения: входить и сбегать на горку и с горки, входить на нее на четвереньках, держась руками за бортики, скатываться, катать мяч.

Скамейка гимнастическая — используется для общеразвивающих упражнений и упражнений в равновесии. Например: ходьба по скамейке прямо; ходьба боком приставными шагами вправо и влево; ходьба на носках; перешагивание через положенные на скамейке предметы; ходьба и пролезание в обруч, укрепленный над скамейкой; подлезание под натянутую над скамейкой веревку; ходьба навстречу с разных сторон, расходясь на середине; ходьба приседая на одной ноге; ходьба с поворотами. Скамейка используется также для упражнений в прыжках.

Сидя на скамейке или около нее, дети выполняют общеразвивающие упражнения: наклоны вперед, в стороны, приседание с опорой на скамейку, упражнения в положении лежа на скамейке.

Гимнастическая скамейка используется для занятий с детьми всех возрастов. В зависимости от возраста ребенка сложность упражнения соответственно либо усложняется, либо упрощается.

Корзины используются, также как и гимнастические скамейки для детей всех возрастов. Корзины могут иметь разные конструкции, вес, размеры и другие параметры, в зависимости от возраста ребенка. Их используют для освоения навыков метания в горизонтальную цель.

Мячи также используются для всех возрастных категорий детей. Их бросают и ловят двумя руками, стоя в паре; бросают в стену; об пол. С ними выполняют общеразвивающие упражнения — поднимают вверх, в сторону, вперед, приседают.

Самые маленькие детки с удовольствием катают мяч и бегут за ним, катают друг другу (сидя на полу или стоя), прокатывают в ворота, под дугу. Дети постарше могут бросать мячи из-за головы вперед, через сетку; толкать от плеча одной рукой, ударять об пол, стоя на месте и продвигаясь вперед, забрасывают мяч в баскетбольную корзину и т. д.

Мячи бывают разных размеров, изготавливаются из разных материалов и имеют разное предназначение: волейбольные, надувные, футбольные, набивные и т. д. Все они могут использоваться для освоения элементов спортивных игр.

Обручи могут использоваться для общеразвивающих упражнений. Дети поднимают обруч вперед, вверх, приседают с ним, поворачиваются в стороны. Он незаменим для упражнений в пролезании через него разными способами, в прыжках вокруг него, боком из обруча в обруч на двух ногах или на одной.

Канат используется в упражнениях с целью профилактики плоскостопия. Дети переступают приставными шагами в сторону на пятках, опираясь о канат серединой ступни (младшая возрастная группа) или носками ног (средняя и старшая возрастная группа).

Для полноценного физического воспитания детей используется много других пособий (ленты, скакалки, кольца и многое другое), а также оборудование для спортивных игр (велосипеды, лыжи, коньки, санки, бадминтон, волейбол, баскетбол, футбол и т. д.).




Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:

Контакты:

liliput.com@list.ru

© При использовании материалов, активная ссылка на сайт liliput.com.ua обязательна.