Логотип детского сайта Лилипут

РОДИТЕЛИ...УЧИМСЯ БЫТЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМИ!

Взрослым, проводящим весь день с маленькими детьми, приходится заниматься целым рядом дел. Сама работа, получаете ли Вы за это деньги или же заботитесь о собственном ребенке, требует как физических, так и умственных усилий. Если взрослый будет придерживаться той точки зрения, что добросовестная работа с детьми — это прежде всего его личная активность, постоянное движение, он может не заметить важных перемен в ребенке. Иногда крайне важно просто смотреть на детей, правильно их слушать или наблюдать за тем, на что они способны.

Если взрослые не научатся внимательно смотреть, они не заметят какие-то перемены, происходящие с малышами; не научатся правильно слушать, что говорит ребенок; могут пропустить нечто важное или нечаянно оставить без внимания само обращение малыша. Необходимо, чтобы взрослые научились быть внимательными к детям. Это должна быть не пассивная и отвлеченная осведомленность или же обычный присмотр. Активно смотреть и слушать - значит действительно обращать внимание на то, что дети делают и говорят, что пытаются сделать, что уже усвоили и что пока еще выше их способностей или понимания. Активное внимание взрослого в процессе бесед и игр имеет для детей решающее значение. Дети, не чувствующие уважения или внимания, вряд ли в свою очередь научатся быть внимательными — у них ведь нет образца и нет стимула учиться.

Кажется, что связанные с детьми дела, возникающие в течении дня, важнее самих детей. Так может быть в тех семьях, где дети как бы вписаны в общий порядок, а их игровая деятельность определяется удобствами взрослых. А ведь иногда просто важно тихо постоять, наблюдая за детьми, но вот времени этому уделяется очень мало.

Наблюдения взрослых за детьми наиболее эффективны, если они вызваны интересом к малышам или подкреплены знаниями о развитии ребенка. Знания помогают взрослому осмыслить, что он видит, а внимание к тому, чему учится малыш, делает время, проведенное с детьми, интереснее.

Иногда говорят, что до трех месяцев младенцы все одинаковы или что до полугода они неинтересны. На деле индивидуальные особенности младенцев проявляются уже с рождения и в первые месяцы. Зная, что именно в это время происходит эволюция мышечного контроля, улыбки и реакции на свет и предметы, взрослый может определить объект для наблюдения, в результате чего уход за младенцем станет разнообразнее и интереснее.

Питая истинный интерес к способностям детей, Вы заметите, чего ребенок уже почти достиг, а что может освоить с небольшой помощью. Вы можете заметить, на что смотрит ребенок или что заставляет его остановиться и прислушаться. Все это позволяет заглянуть во внутренний мир малыша и наилучшим образом распределить свое время ради его интересов и способностей.

Регулярные наблюдения за детьми дают возможность выявить их способности в приобретении навыков. Наблюдение за спонтанным поведением детей поможет проверить правильность своих представлений о детских играх.

Наблюдая за детьми, доставляющими взрослым беспокойство, можно обратить внимание на их поведение в определенных ситуациях. Точно так же полезно наблюдать за проявлением у малышей определенных проблемных реакций.

Когда концентрируется внимание на ребенке с целью оценки его нынешних способностей, стоит внимательно приглядеться к навыкам и поведению малыша. Часто это помогает взрослым прояснить его сильные и слабые стороны и подсказывает, какого уровня игра может помочь ребенку скорее что-то освоить. Если ребенок несколько запаздывает в своем развитии, вдвойне важно время от времени внимательно присматриваться к его эволюции, чтобы убеждаться в росте его способностей, а если перемен мало, выявлять причины задержек. Если ребенок испытывает стрессы, то и при хорошем развитии может возникнуть резкое замедление или даже регресс некоторых способностей. Можно упустить такой момент или проглядеть отставание в развитии малыша, особенно если он «тихоня» и не вызывает хлопот.

Если ребенок нормально развивается, то проверка его способностей подтвердит это и, возможно, выявит навыки, которыми он почти овладел. При хорошем развитии ребенка регулярная проверка может стать основой для планирования ему помощи в том, в чем он отстает.

Малышу, значительно отстающему в развитии, можно оказать более действенную помощь, если взрослые сосредоточат свое внимание на определенных направлениях его развития.

Независимо от уровня развития малыша, родителям следует пронаблюдать за физическим развитием малыша, за его общением и развитием речи, за социальным развитием и игрой (отношения со взрослыми и детьми; то, как ребенок играет; его интересы; способность концентрироваться), за самостоятельностью, независимостью и поведением.

Самостоятельность и независимость малыша проявляется в умении обходиться без помощи взрослых во время приема пищи, одевания, пользования туалетом, а также умений помогать взрослым и выполнять текущие поручения.




Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:

Контакты:

liliput.com@list.ru

© При использовании материалов, активная ссылка на сайт liliput.com.ua обязательна.